О политико-правовой ситуации в Республике Крым
Органы власти АРК, Верховная Рада АРК; Постановление от 20.04.1995422-1
Документ rb0422002-95, текущая редакция — Принятие от 20.04.1995

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА
О политико-правовой ситуации в Республике Крым
( СЗРК, 1995 г., N 4, ст. 284 )

Сегодня народ Крыма, как и народ Украины, переживает
переломный период своей истории. Практически все без исключения
отрасли промышленности, сельского хозяйства, а также
здравоохранение, образование, наука и культура находятся в
кризисном состоянии.
В столь сложное время Республика Крым вправе рассчитывать на
моральную, политическую и экономическую поддержку народа и
руководства Украины, понимание проблем, стоящих перед республикой,
развитие ее полномочий и прав на самоуправление.
20 января 1991 года на Всекрымском референдуме народ Крыма
проголосовал за восстановление Крымской Автономной Советской
Социалистической Республики как субъекта СССР и участника Союзного
договора, стремясь таким путем иметь право определять свое будущее
самостоятельно в случае изменения государственно-правового статуса
Украины, находившейся в составе Союза ССР. Несмотря на
волеизъявление народа Крыма, Украина в нарушение действовавшего
тогда Закона Союза ССР "О порядке решения вопросов, связанных с
выходом союзной республики из СССР" от 3 апреля 1990 года
1 декабря 1991 года провела референдум о своей независимости,
лишив Крым возможности реализовать предоставленное ему статьей
3 этого Закона право самостоятельно решать вопрос о выходе из
СССР.
После обретения Украиной независимости начинается процесс
ограничения полномочий Республики Крым и расширения полномочий
высших органов власти Украины, который особенно усилился после
того, как народ Крыма высказался в поддержку пророссийски
настроенных сил - Президента и Верховного Совета Крыма.
С 1994 года по март 1995 года принимается ряд законодательных
и нормативных актов, на основании которых из подчинения Республики
Крым выводятся милиция, Служба безопасности, Министерство юстиции,
форсируется решение спорных вопросов о собственности с
перераспределением ее в пользу Украины.
По Закону Украины "О внесении изменений и дополнений в
Конституцию (Основной Закон) Украины" от 21 сентября 1994 года
N 171/94-ВР ( 171/94-ВР ), внеся изменения в пункты 21-1 и 31
части третьей статьи 97 Конституции Украины ( 888-09 ), Верховный
Совет Украины присвоил себе право досрочного прекращения
полномочий Верховного Совета Крыма, приостановления действия и
отмены правовых актов Верховного Совета Крыма в случае, если они
нарушают Конституцию ( 888-09 ) и законы Украины или не
соответствуют им.
Законом Украины "Об отмене Конституции и некоторых законов
Автономной Республики Крым" от 17 марта 1995 года N 92/95-ВР
( 92/95-ВР ) отменены Конституция Республики Крым от 6 мая
1992 года N 76/а-1 ( rb076a002-92 ), законы Республики Крым
"О выборах Президента Республики Крым" от 17 сентября 1993 года
N 380-1 ( rb0380002-93 ), "О Президенте Республики Крым" от
14 октября 1993 года N 428-1 ( rb0428002-93 ), "О восстановлении
конституционных основ государственности Республики Крым" от 20 мая
1994 года N 32-1 ( rb0032002-94 ).
17 марта 1995 года принят Закон Украины "Об Автономной
Республике Крым" N 95/95-ВР ( 95/95-ВР ). Постановлением
Верховного Совета Украины "О порядке введения в действие Закона
Украины "Об Автономной Республике Крым" ( 96/95-ВР ) признаны
утратившими силу законы Украины "О статусе автономной Республики
Крым" от 29 апреля 1992 года N 2299-XII ( 2299-12 ),
"О разграничении полномочий между органами государственной власти
Украины и Республики Крым" от 30 июня 1992 года ( 2523-12 ).
31 марта 1995 года Президентом Украины издан Указ
"О некоторых вопросах взаимоотношений между центральными органами
государственной исполнительной власти и органами исполнительной
власти Автономной Республики Крым" N 278/95 ( 278/95 ).
Указанными законодательными и нормативными актами нарушены
общепризнанные нормы международного права, законодательство самой
Украины, фактически ликвидирована государственность Республики
Крым.
Так, присвоив себе право отменять правовые акты Верховного
Совета Крыма, Верховный Совет Украины истолковал эту норму как
позволяющую отменить даже Конституцию Республики Крым
( rb076a002-92 ). Законом Украины "Об отмене Конституции и
некоторых законов Автономной Республики Крым" от 17 марта 1995
года N 92/95-ВР ( 92/95-ВР ) Верховный Совет Украины осуществил
такую отмену. Однако в строго правовом смысле положения статьи 97
Конституции Украины ( 888-09 ) в нынешней ее редакции не
распространяются на Конституцию Республики Крым.
Таким образом, с юридической точки зрения действия парламента
Украины противоречат собственной Конституции, а следовательно,
являются незаконными, не имеющими юридической силы.
Если, по мнению парламента Украины, Конституция Республики
Крым ( rb076a002-92 ) в чем-то противоречила Основному Закону
Украины, то он согласно законодательству Украины обязан обратиться
в Конституционный Суд Украины, в компетенцию которого входит
решение подобных вопросов.
Вопреки требованиям законов Украины "О статусе автономной
Республики Крым" от 29 апреля 1992 года ( 2299-12 ) и "О
разграничении полномочий между органами государственной власти
Украины и Республики Крым" от 30 июня 1992 года ( 2523-12 ),
устанавливающих, что объем полномочий Республики Крым не может
быть изменен без согласия на то высших законодательных органов
Украины и Республики Крым (статьи 13 и 15), Верховный Совет
Украины, обязанный быть гарантом правового статуса Республики
Крым, Законом "Об Автономной Республике Крым" от 17 марта 1995
года ( 95/95-ВР ) в одностороннем порядке весьма противоречиво
определил правовой статус Крыма. С одной стороны, сохранено
наименование "Автономная Республика Крым", а с другой стороны,
Крым назван не государственной (политической), а
административно-территориальной автономией (статья 1). Данным
Законом Крыму предписана система органов законодательной и
исполнительной власти, не предусматривающая института
президентства в Республике Крым. То есть парламент Украины
упразднил этот институт, предусмотренный Конституцией Республики
Крым ( rb076a002-92 ), хотя пост Президента занимает лицо,
избранное населением Крыма согласно статье 122 Конституции
Республики Крым. Тем самым проигнорирована воля народа Крыма,
выраженная посредством выборов Президента Республики Крым, и право
республики как автономного государства определять систему своих
высших органов власти. Конституция Украины ( 888-09 ) не содержит
положений о том, что органы власти Украины вправе решать: иметь
Крыму институт президентства или нет. Следовательно, упраздняя
этот пост, парламент Украины превысил свои полномочия.
Конституция Украины ( 888-09 ) (статья 75-1) и Закон Украины
от 17 марта 1995 года "Об Автономной Республике Крым" признают
особый статус Крыма в составе Украины. Однако эти акты не
содержат, как уже отмечалось, прямого признания Республики Крым
государством в составе Украины (это делает лишь статья 1
Конституции Республики Крым ( rb076a002-92 ). Определение в
Конституции Украины Республики Крым как единицы
административно-территориального устройства Украины (часть 1
статьи 77) означает отрицание государственного статуса Крыма.
Между тем республика - это государство с республиканской формой
правления. Она не может рассматриваться как административная
единица.
Современное международное право обязывает каждое государство
соблюдать общепризнанные принципы и нормы, а также взятые на себя
обязательства. Такие принципы и нормы содержатся в Уставе ООН,
Всеобщей декларации прав человека, пактах о правах человека и в
ряде других международных документов. Примат содержащихся в них
норм над законами каждого государства не зависит от позиции самого
государства. Как подчеркивается в Документе Московского
совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ, вопросы,
касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и
верховенства закона, носят международный характер, поскольку
соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ
международного порядка. Нормы международного права не только
обязывают государства обеспечивать закрепленные в международных
соглашениях основные права и свободы человека и гражданина, но и
предоставляют право другим членам международного сообщества
требовать от каждого государства выполнения его международных
обязательств. При этом такие требования могут быть предметом
разбирательства как между заинтересованными государствами, так и
на универсальном (ООН) и региональном (ОБСЕ) уровнях.
Выборы Президента и Верховного Совета Крыма являлись
результатом реализации жителями Крыма - гражданами Украины -
предусмотренного статьей 21 Всеобщей декларации прав человека
( 995_015 ) политического права на участие в управлении страной
непосредственно или посредством свободно избранных представителей.
Результаты этих выборов не были отменены как незаконные.
Аннулирование результатов волеизъявления граждан путем ликвидации
института президентства в Республике Крым нарушает это право. В
соответствии с пунктом 7.9 Документа Копенгагенского совещания -
конференции по человеческому измерению СБСЕ государства-участники
обеспечивают, чтобы "кандидаты, получившие необходимое число
голосов, определенное законом, надлежащим образом вступали в
должность и могли оставаться в должности до истечения срока своих
полномочий или их прекращения иным образом, который регулируется
законом в соответствии с демократическими парламентскими и
конституционными процедурами".
Закон Украины "Об отмене Конституции и некоторых законов
Автономной Республики Крым" от 17 марта 1995 года не согласуется с
общепризнанными международными принципами и нормами, а также
Международными обязательствами Украины.
Согласно Всеобщей декларации прав человека (статья 21) и
Пакту о гражданских и политических правах ( 995_043 ) (статья 25)
каждый человек имеет право принимать участие в ведении
государственных дел как непосредственно, так и посредством
свободно выбранных представителей, голосовать и быть избранным на
подлинных периодических выборах, осуществляемых на основе
всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании.
"Воля народа, - подчеркивается в пункте 3 статьи 21 Всеобщей
декларации, - является основой власти правительства". Эти
положения Всеобщей декларации и Пакта о гражданских и политических
правах были подтверждены и развиты во многих документах, принятых
в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ). Так, в Документе Копенгагенского совещания-конференции по
человеческому измерению (СБСЕ) ( 994_082 ), ( 994_084 )
государства-участники подтвердили, что воля народа, выражаемая
свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов,
является основой власти и законности любого правительства.
Государства-участники соответственно уважают право своих граждан
принимать участие в управлении страной непосредственно или через
представителей, избираемых ими свободно в ходе честного
избирательного процесса (пункт 6). Закон Украины от 17 марта 1995
года, отменивший Конституцию и законы Республики Крым "О выборах
Президента Республики Крым" ( rb0380002-93 ) и "О Президенте
Республики Крым" ( rb0428002-93 ), фактически перечеркнул волю
избирателей нашей республики. Более того, Закон Украины "Об
Автономной Республике Крым" предусматривает возможность досрочного
приостановления полномочий Верховного Совета Крыма опять-таки без
учета воли избирателей.
Пункт 35 Документа Копенгагенского совещания-конференции по
человеческому измерению СБСЕ предусматривает создание надлежащих
местных или автономных органов управления, отвечающих конкретным
историческим и территориальным условиям проживающих там
меньшинств. Действия Украины, безусловно, идут вразрез с
приведенными полномочиями, разрушая сложившуюся структуру
управления национального меньшинства.
Таким образом, меры, предпринятые руководством Украины в
отношении Крыма, не соответствуют международному праву,
обязательствам Украины по актам ОБСЕ, а также стандартам
демократии и справедливости.
Устав ООН обязывает государства уважать права и свободы
человека. Согласно Всеобщей декларации прав человека не должно
проводиться никаких различий на основе правового статуса
территории, к которой человек принадлежит (статья 2).
Международный пакт о гражданских и политических правах обязывает
государства принять законодательные и иные меры, которые могут
оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых пактом
(статья 2.2). Принятые в отношении Крыма меры идут в ином
направлении. Они противоречат обязательствам Украины и по
документам ОБСЕ прежде всего тем общим основам демократии, о
которых говорится в Декларации Хельсинской встречи на высшем
уровне (1992 год) ( 994_085 ). В ней подчеркивается значение
принципа, согласно которому" обязательства, принятые в области
человеческого измерения СБСЕ, представляют непосредственный и
законный интерес для всех государств-участников и не являются
исключительно внутренним делом какого-то одного государства"
(пункт 8).
Нарушение норм международного права состоит также и в
ущемлении прав русского населения в Крыму, являющегося в Украине
национальным меньшинством, и граждан других национальностей,
признающих русский язык и русскую культуру родными, на
самоопределение в избранной ими форме: Республика Крым в составе
Украины.
Отмена Конституции Республики Крым ( rb076a002-92 ) наряду с
другими последствиями означает отмену конституционных гарантий в
области культуры, пользования родным языком для населения Крыма,
значительная часть которого является национальным меньшинством в
Украине. Эта правовая ситуация способна затруднить реализацию
права пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и
исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком,
закрепленного статьей 27 Международного пакта о гражданских и
политических правах этнических, религиозных и языковых меньшинств.
Статья 1 Декларации о правах лиц, принадлежащих к
национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1992 года
( 995_318 ), в соответствии с положениями статьи 27 Международного
пакта о гражданских и политических правах устанавливает основные
обязанности государства, в данном случае Украины, на территории
которого проживают национальные меньшинства:
"1. Государства охраняют на их соответствующих территориях
существование и самобытность национальных или этнических,
культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание
условий для развития этой самобытности.
2. Государства принимают надлежащие законодательные и другие
меры для достижения этих целей".
Не только не принимая необходимые меры, но и отменяя
существовавшие до последнего времени акты, которыми сохраняется и
поддерживается самобытность населения Крыма, Украина лишает его
возможности, как того требует статья 2 указанной Декларации,
активно участвовать в культурной, религиозной, общественной,
экономической и государственной жизни. Это проявилось в отмене
выработанной крымчанами Конституции Республики Крым
( rb076a002-92 ), а также прямом подчинении Правительства Крыма
Кабинету Министров Украины.
Действия Украины прямо противоречат обязательствам членов
СБСЕ, зафиксированным в Итоговом документе Венской встречи
представителей государств-участников ОБСЕ. В этом документе
заявлено, что государства будут принимать все необходимые
законодательные, юридические и другие меры, а также применять
международные инструменты, которыми они могут быть связаны, для
обеспечения защиты прав человека и основных свобод лиц,
принадлежащих к национальным меньшинствам, на их территории. Они
будут воздерживаться от любой дискриминации в отношении таких лиц
и способствовать осуществлению их законных интересов и чаяний в
области прав человека и основных свобод. Поскольку в соответствии
со статьей 27 Международного пакта о гражданских и политических
правах национальным меньшинствам, лицам, принадлежащим к
меньшинствам не может быть отказано в праве пользоваться своей
культурой и другими национальными ценностями вместе с
представителями той же национальности, постольку не может быть
признано правомерным и нарушение территориальной целостности
Республики Крым, выразившееся в отделении от Крыма города
Севастополя, который в соответствии с Законом Украины
"Об Автономной Республике Крым" от 17 марта 1995 года стал теперь
административно-территориальной единицей общегосударственного
подчинения и не входит в состав Автономной Республики Крым, а его
статье определяется законами Украины.
Таким образом, компактно проживающее в Крыму русское
население оказалось разделенным, что является недопустимым
нарушением права национального меньшинства, поскольку лишает его
возможности выражения интересов в одном органе государственной
власти. В итоге в значительной мере теряют значение полномочия,
которыми Законом Украины "Об Автономной Республике Крым" от
17 марта 1995 года Республика Крым наделяется в вопросах
национальных отношений.
Отмена действия Конституции Республики Крым ( rb076a002-92 )
и упразднение части государственных органов республики -
автономного образования, в котором большинство населения
составляют русские - национальное меньшинство Украины - является
нарушением права на самоопределение. Особенно грубым нарушением
прав народа Крыма является подчинение Правительства Крыма
непосредственно Кабинету Министров Украины.
Отмена Конституции Республики Крым ( rb076a002-92 ) означает,
кроме того, утрату такой конституционной нормы, в соответствии с
которой в республике гарантируется свободное развитие и
взаимообогащение культур всех национальностей, обеспечиваются
равные возможности и благоприятные условия для сохранения и
развития духовности, языков, традиций и обычаев всех народов и
национальных меньшинств (статья 48).
Действия Верховного Совета и Президента Украины нарушают
статью 10 Закона Украины "О национальных меньшинствах в Украине"
от 25 июня 1992 года N 2494-XII ( 2494-12 ), разрушая жизненную
среду русского меньшинства на территории Крыма. Статья 10 данного
Закона гласит: "Государство гарантирует национальным меньшинствам
право на сохранение среды обитания в местах их исторического и
нынешнего расселения".
Прекращая деятельность консульской группы МИДа России на
территории Крыма, содействовавшей жителям республики в получении
российского гражданства, работа которой была расценена как
покушение на права Украины, власти Украины фактически нарушают
статьи 11 и 18 Закона "О национальных меньшинствах в Украине".
Статья 11, в частности, предусматривает, что граждане Украины
имеют право свободно избирать и восстанавливать национальность.
Принуждение граждан в какой бы то ни было форме к отказу от своей
национальности не допускается.
Согласно статье 18 этого же закона Украины какое бы то ни
было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан по
национальному признаку запрещается и наказывается законом.
Действия украинских властей в отношении консульской группы
российского МИДа в Крыму нарушают норму статьи 3 Декларации ООН от
18 декабря 1992 года ( 995_318 ), в соответствии с которой лица,
принадлежащие к меньшинствам, в данном случае русские, проживающие
в Крыму, имеют право устанавливать и поддерживать без какой-либо
дискриминации контакты через границы с гражданами других
государств, с которыми они связаны национальными, этническими,
религиозными и языковыми узами.
Действия Украины нарушают такие основополагающие акты в сфере
прав человека, как Заключительный акт СБСЕ (раздел "Области и
формы сотрудничества"), а также Документ Копенгагенского
совещания-конференции по человеческому измерению ОБСЕ.
Верховный Совет Украины, отменив Конституцию Республики Крым
( rb076a002-92 ), принятую Верховным Советом Крыма 6 мая 1992
года, тем самым нарушил право народа Крыма, большинство которого
составляют русские, на самоуправление.
Попытки Верховного Совета Крыма решать возникающие проблемы с
Верховным Советом Украины, Президентом Украины в духе соблюдения
законов Украины, уважения прав Республики Крым, общепризнанных
норм международного права на данном этапе не нашли понимания.
Обязательства, принятые в области человеческого измерения
СБСЕ, не являются исключительно внутренним делом какого-либо
одного государства. Этот принцип является нормативной основой
выражения законной заинтересованности России в событиях, связанных
с Крымом.
Таким образом, законодательные и нормативные акты от 17 и
31 марта 1995 года, принятые Верховным Советом Украины и
Президентом Украины в нарушение Конституции Украины ( 888-09 ), ее
законов и общепризнанных норм международного права, неправомерны и
не могут иметь юридической силы на территории Крыма.
В целях цивилизованного разрешения возникшего конфликта
Верховный Совет Крыма считает необходимым продолжить переговорный
процесс с Верховным Советом Украины по восстановлению нарушенных
прав Республики Крым.
Проанализировав решения высших органов государственной власти
Украины, принятые 17 и 31 марта 1995 года в отношении Республики
Крым, Верховный Совет Крыма п о с т а н о в л я е т:
1. Обратиться в Верховный Совет Украины и к Президенту
Украины с предложением пересмотреть решения, касающиеся Республики
Крым, принятые 17 и 31 марта 1995 года, и привести их в
соответствие с международными обязательствами Украины, принципами
и нормами международного права.
2. Просить Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации и Президента Российской Федерации в
соответствии с их международными обязательствами принять меры по
защите прав соотечественников, проживающих на территории
Республики Крым и являющихся национальным меньшинством в
государстве Украина.

Председатель
Верховного Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г. Симферополь, 20 апреля 1995 г.
N 422-1



вверх