Рекомендація R (95) 12 Комітету міністрів державам-членам стосовно управління системою кримінального правосуддя
Рада Європи, Комітет Міністрів Ради Європи; Рекомендації, Міжнародний документ від 11.09.1995R(95)12
Документ 994_130, поточна редакція — Прийняття від 11.09.1995


Рекомендация R (95) 12
Комитета министров государствам-членам относительно
управления системой уголовного правосудия
11 сентября 1995 года

Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 b)
Устава Совета Европы ( 994_001 ), учитывая, что справедливое и эффективное уголовное правосудие
является необходимым условием существования любого
демократического общества, основанного на принципе господства
права; учитывая, что в последние годы системы уголовного правосудия
во всей Европе сталкиваются с растущим числом и нередко
усложнением дел, неоправданными задержками, бюджетными
ограничениями и растущими ожиданиями со стороны общества и
персонала; напоминая, что такая политика в области уголовного
правосудия, как декриминализация, депенализация или замена
уголовной ответственности альтернативными видами исправительного
воздействия, посредничество и упрощение уголовного
судопроизводства, может способствовать преодолению этих
трудностей; учитывая, что специальные принципы, стратегии и методы
управления, изложенные в докладе об управлении системой уголовного
правосудия, подготовленном Европейским комитетом по проблемам
преступности, могут внести существенный вклад в повышение
эффективности и действенности уголовного правосудия; подчеркнув, что любые действия, предпринимаемые с целью
повышения эффективности и действенности уголовного правосудия,
должны отражать требования, закрепленные в Европейской конвенции
по правам человека ( 995_004 ), в особенности права обвиняемых,
правовые гарантии для сторон и независимость судебного органа; ссылаясь на рекомендацию N R (87) 18 об упрощении системы
уголовного правосудия ( 994_339 ) и рекомендацию N R (94) 12 о
независимости, эффективности и роли судей ( 994_323 ), рекомендует правительствам государств-членов:
1) при пересмотре своего законодательства и практики
руководствоваться принципами, стратегиями и методами управления,
изложенными в добавлении к настоящей рекомендации; 2) довести рекомендацию и доклад об управлении системой
уголовного правосудия, подготовленный Европейским комитетом по
проблемам преступности, до сведения своих компетентных органов и
предложить им принять эти документы во внимание при проведении
анализа функционирования органов уголовного правосудия и при
рассмотрении возможностей улучшения их деятельности.
Добавление к рекомендации R (95) 12
I. Определение задач
1. Принципы, стратегии и методы управления могут внести
значительный вклад в повышение эффективности и действенности
функционирования системы уголовного правосудия. Поэтому
соответствующим учреждениям следует определить задачи в области
управления своей рабочей нагрузкой, финансами, инфраструктурой,
людскими ресурсами и средствами связи. 2. Повышению эффективности и действенности системы уголовного
правосудия в значительной степени будет способствовать
согласование задач различных учреждений в более широких рамках
политики в области борьбы с преступностью и в области уголовного
правосудия.
II. Управление рабочей нагрузкой
3. Следует ввести в действие процедуры периодического и
непрерывного контроля, направленного на анализ функционирования
учреждений системы уголовного правосудия, оценку их эффективности
и действенности и содействие полезному совершенствованию их
деятельности. Прогресса в этих областях можно достичь с помощью
либо создания внутренних консультационных органов, либо
использования услуг внешних консультантов. 4. Ввиду изменения обстоятельств в отношении управления
системой уголовного правосудия не всегда и не везде могут
применяться одни и те же нормы. Поэтому при планировании рабочей
нагрузки и ресурсов следует учитывать такие факторы, как
демографические, социальные, экономические и другие условия и
изменения. 5. Следует определить критерии эффективного управления
рабочей нагрузкой и надлежащего рассмотрения различных категорий
дел. Они должны вырабатываться в сотрудничестве с соответствующими
работниками судебных и других органов. Следует обеспечить
надлежащую поддержку учреждениям, с тем чтобы они могли следовать
этим стандартам. 6. В этой связи следует выработать методы отбора, с тем чтобы
позволить судьям и прокурорам с первых этапов судопроизводства
рассматривать дела на дифференцированной основе. 7. В целях улучшения использования людских ресурсов следует
освободить судей и прокуроров от выполнения задач, которые можно
возложить на других агентов, включая административных сотрудников,
и, тем самым, дать им возможность разнообразить свою работу.
III. Управление инфраструктурой
8. Решения относительно инвестиций в новые здания, их
географического положения, обновления оборудования в старых
зданиях и ремонта зданий должны приниматься на основе
систематической инвентаризации имеющихся активов, оценки
потребностей и долгосрочного планирования. Следует также учитывать
потребности и ожидания различных пользователей услуг системы
уголовного правосудия из числа юристов и неюристов. 9. Особый упор следует делать на мобилизацию любых скрытых
или недоиспользованных материальных ресурсов и получение возможной
экономии за счет эффекта масштаба. Например, можно перенести ряд
слушаний на периоды, когда высвобождаются резервные мощности,
сконцентрировать большее число учреждений в одном месте или
реорганизовать схему размещения имеющихся средств.
IV. Управление людскими ресурсами
10. При введении в действие принципов, стратегий и методов
управления следует учитывать культурные особенности и условия,
характеризующие данную судебную систему, и их следует вводить не
директивным путем, а путем убеждения. 11. В целях содействия эффективному управлению людскими
ресурсами и установлению оптимального соответствия кадров тем
задачам, которые надлежит выполнять, следует ввести систему
периодически обновляемых досье на юристов (отражающих уровень
квалификации, подготовку и т. д.). Эти досье, хранимые в
компетентных органах, должны быть доступны для сотрудников,
которых они касаются. 12. Программы первоначальной подготовки и подготовки без
отрыва от производства, предназначенные для судей и прокуроров,
должны учитывать принципы и практику современного управления в
контексте судопроизводства. 13. Следует активно осуществлять планирование продвижения по
службе, в частности путем поощрения специализации, отказа, когда
это целесообразно, от увязки ранга с должностью и создания других
возможностей для сотрудников в области освоения новых навыков и
приобретения нового опыта. Условия труда должны подлежать
специальной проверке, особенно когда они являются особо сложными.
V. Управление информацией и связью
14. Следует ввести в действие более надежные и эффективные
системы сбора, хранения, использования и распространения данных.
Они должны обеспечивать необходимую степень защиты личных данных. 15. Следует адаптировать информационные технологии к работе и
требованиям соответствующих учреждений системы уголовного
правосудия и потребностям конечных пользователей информации.
Следует консультироваться у конечных пользователей относительно их
потребностей в этой области. 16. В сфере управления системой уголовного правосудия особый
упор следует делать на эффективную внутреннюю связь в каждом
учреждении системы уголовного правосудия. 17. Учреждения системы уголовного правосудия должны быть в
большей степени привержены политике распространения информации.
Управленческому аппарату системы уголовного правосудия различных
уровней (центральному, региональному и местному), судебным органам
и другим учреждениям, занимающимся борьбой с преступностью,
следует ускорить потоки информации и увеличить объем поступающей
от них информации относительно результатов рассмотрения ими дел. 18. Следует делать больший упор на совершенствование
отношений с общественностью, особенно на удовлетворение особых
потребностей и запросов пользователей системы уголовного
правосудия, средств массовой информации, добровольных организаций
(например, ассоциаций пострадавших), отдельных граждан и их
демократических институтов (парламентов, местных органов власти).
Департамент по правам человека Совета Европы.
Сборник международно-правовых документов.
"Права человека". Минск: Белфранс, 1999 г.



вгору