Міжнародна хартія фізичного виховання та спорту
ЮНЕСКО; Хартія, Міжнародний документ від 21.11.1978
Документ 995_350, поточна редакція — Прийняття від 21.11.1978
 


Международная хартия
физического воспитания и спорта
21 ноября 1978 года

Преамбула
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по
вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже на
свою двадцатую сессию 21 ноября 1978 г., напоминая, что в Уставе Организации Объединенных Наций
( 995_010 ) провозглашается вера народов в основные права
человека, в достоинство и ценность человеческой личности и
утверждается их решимость содействовать социальному прогрессу и
улучшению условий жизни, напоминая, что в соответствии с положениями Всеобщей
декларации прав человека ( 995_015 ) каждый человек может обладать
всеми провозглашенными в ней правами и всеми свободами, без какого
бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола,
языка, религии, политических или иных убеждений, национального и
социального происхождения, имущественного, сословного или иного
положения, убежденная в том, что эффективное осуществление прав человека
зависит в значительной степени от возможности каждого мужчины и
каждой женщины свободно развивать и сохранять свои физические,
интеллектуальные и нравственные способности и что в соответствии с
этим доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен
быть обеспечен и гарантирован, убежденная в том, что сохранение и развитие физических,
интеллектуальных и нравственных способностей человека улучшают
качество жизни в национальном и международном плане, считая, что физическое воспитание и спорт должны усилить свое
воспитательное воздействие во имя утверждения основных
человеческих ценностей, которые служат основой для полного
развития народов, подчеркивая в связи с этим, что физическое воспитание и спорт
должны стремиться содействовать сближению как между народами, так
и между отдельными людьми, а также бескорыстному состязанию,
солидарности и братству, уважению и взаимному пониманию, признанию
целостности и достоинства людей, считая, что промышленные страны и развивающиеся страны несут
общую ответственность и обязательства по сокращению разрыва,
существующего между теми и другими, в том, что касается свободного
доступа всех к физическому воспитанию и спорту, считая, что включение физического воспитания и спорта в
естественную среду их обогащает и внушает уважение к ресурсам
планеты и пробуждает ответственность за их сохранение и
использование с наибольшей выгодой для всего человечества, учитывая разнообразие существующих в мире форм подготовки и
образования, но отмечая, что, несмотря на различие национальных
спортивных структур, представляется очевидным, что физическое
воспитание и спорт не ограничиваются только физическим воспитанием
и укреплением здоровья, а способствуют также полному и
гармоничному развитию человека, учитывая также размах усилий, которые необходимо предпринять,
прежде чем право на физическое воспитание и спорт станет
реальностью для каждого человека, подчеркивая значение сотрудничества между международными
правительственными и неправительственными организациями,
ответственными за физическое воспитание и спорт, для мира и дружбы
между народами, провозглашает настоящую международную Хартию с целью
поставить развитие физического воспитания и спорта на службу
прогрессу человечества, содействовать их развитию и побуждать
правительства, компетентные неправительственные организации,
работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею
и распространять ее и применять.
Статья 1
Занятие физическим воспитанием и спортом -
основное право каждого человека
1.1. Каждый человек обладает основным правом на доступ к
физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его
личности. Право развивать физические, интеллектуальные и
нравственные способности посредством физического воспитания и
спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования,
так и в других аспектах общественной жизни. 1.2. Каждый человек, в соответствии со спортивными традициями
своей страны, должен иметь все возможности для участия в
физическом воспитании и спорте для улучшения своего физического
состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим
способностям. 1.3. Особые условия необходимо предоставлять молодежи,
включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с
физическими или умственными недостатками в целях всестороннего
развития их личности с помощью программ физического воспитания и
спорта, приспособленных к их нуждам.
Статья 2
Физическое воспитание и спорт являются важным элементом
непрерывного образования в общей системе образования
2.1. Физическое воспитание и спорт, будучи важными аспектами
образования и культуры, должны развивать у каждого человека
склонности, волю и выдержку и содействовать его полному включению
в общество. Непрерывность занятий физической культурой и спортом
должна обеспечиваться в течение всей жизни в рамках всеобщего,
непрерывного и демократизированного образования. 2.2. На уровне отдельных лиц физическое воспитание и спорт
содействуют сохранению и улучшению здоровья, разумному проведению
досуга и дают человеку возможность лучше переносить неудобства
современной жизни. На уровне общества они обогащают общественные
отношения и развивают спортивный дух (честная игра), который за
пределами самого спорта является необходимым для жизни в обществе. 2.3. Каждая общая система образования должна отводить важное
место и придавать большое значение физическому воспитанию и
спорту, что необходимо для установления равновесия и укрепления
связей между физической культурой и другими элементами
образования.
Статья 3
Программы физического воспитания и спорта должны отвечать
потребностям отдельных лиц и общества
3.1. Программы физического воспитания и спорта должны
разрабатываться в соответствии с потребностями и индивидуальными
особенностями участников, а также организационными, культурными,
социально-экономическими и климатическими условиями каждой страны.
Приоритет должен предоставляться тем группам общества, которые
находятся в неблагоприятном положении. 3.2. В процессе общего образования программы физического
воспитания и спорта должны как по своему содержанию, так и по
расписанию, способствовать созданию привычек и поведения,
благоприятствующих полному расцвету человеческой личности. 3.3. Спортивные состязания, содержащие зрелищные элементы,
должны оставаться, в соответствии с олимпийским идеалом, на службе
воспитательного спорта, высшим проявлением и примером которого они
являются. Он должен быть свободен от коммерческого влияния,
основанного на стремлении к наживе.
Статья 4
Обучение, обеспечение кадрами и управление в области
физического воспитания и спорта должны поручаться
квалифицированному персоналу
4.1. Весь персонал, несущий профессиональную ответственность
за физическое воспитание и спорт, должен иметь соответствующую
квалификацию и подготовку. Он должен быть подобран тщательно, в
достаточном количестве, получать предварительную подготовку, а
также повышать свою квалификацию в целях обеспечения
соответствующих уровней специализации. 4.2. "Добровольный персонал", надлежащим образом обученный и
подобранный, может вносить неоценимый вклад в общее развитие
спорта и содействовать участию населения в занятиях физкультурой и
спортом и в организации физкультурных и спортивных мероприятий. 4.3. Соответствующие структуры должны быть созданы для
подготовки персонала по физическому воспитанию и спорту.
Подготовленный таким образом персонал должен иметь статус в
соответствии с осуществляемыми им функциями.
Статья 5
Для физического воспитания и спорта необходимы
соответствующие оборудование и инвентарь
5.1. Достаточное количество оборудования и соответствующего
инвентаря должно быть предусмотрено и установлено с тем, чтобы в
условиях полной безопасности обеспечить интенсивное участие в
школьных и внешкольных программах по физическому воспитанию и
спорту. 5.2. Правительствам, государственным органам, школам и
компетентным негосударственным организациям на всех уровнях
следует объединить свои усилия и скоординировать свою работу по
планированию создания и оптимального использования спортивных
сооружений, оборудования и инвентаря для физического воспитания и
спорта. 5.3. В планы городского строительства и сельского
благоустройства должны быть включены долгосрочные потребности в
сооружениях, оборудовании и инвентаре для физического воспитания и
спорта с учетом возможностей, предоставляемых естественной
окружающей средой.
Статья 6
Исследования и оценка являются необходимыми элементами
развития физического воспитания и спорта
6.1. Исследования и оценка в области физического воспитания и
спорта должны благоприятствовать прогрессу в спорте во всех его
видах, способствовать улучшению здоровья и безопасности
участников, а также совершенствованию методов тренировки и средств
организации управления. В систему образования будут введены, таким
образом, новшества, способствующие совершенствованию
педагогических методов и повышению уровня спортивных достижений. 6.2. Научные исследования, социальные последствия которых в
этой области не должны игнорироваться, должны быть ориентированы
таким образом, чтобы не допустить злоупотребления ими при
применении к физическому воспитанию и спорту.
Статья 7
Информация и документация содействуют развитию физического
воспитания и спорта
7.1. Сбор, предоставление и распространение информации и
документации о физическом воспитании и спорте являются делом
первостепенной важности, как, в частности, и распространение
информации о результатах исследований и оценок программ,
экспериментов и мероприятий.
Статья 8
Средства массовой информации должны оказывать положительное
влияние на физическое воспитание и спорт
8.1. Независимо от права на свободу информации, каждый
работник средств массовой информации должен полностью сознавать
свою ответственность в плане социального значения, гуманистической
цели и моральных ценностей, носителями которых являются физическое
воспитание и спорт. 8.2. Отношения между работниками средств информации и
специалистами по физическому воспитанию и спорту должны быть
тесными и основанными на доверии в целях оказания позитивного
влияния на физическое воспитание и спорт и обеспечения со всей
объективностью обоснованной информации. Подготовка работников
средств массовой информации может включать в себя аспекты,
касающиеся физического воспитания и спорта.
Статья 9
Национальные организации играют первостепенную роль
в физическом воспитании и спорте
9.1. Государственные органы на всех уровнях и
специализированные неправительственные организации должны
содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и
спорту, воспитательное значение которых является вполне очевидным.
Их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и
постановлений, обеспечении материальной поддержки и принятии всех
других мер поощрения, стимулирования и контроля. Кроме того,
государственные органы должны провести налоговые положения в целях
поощрения этой деятельности. 9.2. Все учреждения, несущие ответственность за физическое
воспитание и спорт, должны содействовать осуществлению
взаимосвязанной, общей и децентрализованной деятельности в рамках
непрерывного образования с целью обеспечения преемственности и
координации между обязательными мероприятиями в области физической
культуры и мероприятиями, осуществляемыми спонтанно на основе
свободного выбора.
Статья 10
Международное сотрудничество является одним из условий
всеобщего и сбалансированного развития физического
воспитания и спорта
10.1. Государства, а также международные и региональные
правительственные и неправительственные организации, в которых
представлены заинтересованные страны и которые несут
ответственность за физическое воспитание и спорт, должны придавать
большое значение этой деятельности в рамках международного
сотрудничества на многосторонней и двусторонней основе. 10.2. Международное сотрудничество должно вдохновляться
совершенно бескорыстными побуждениями в целях содействия и
стимулирования эндогенного развития в этой области. 10.3. Сотрудничая друг с другом и защищая общие интересы в
области физического воспитания и спорта, являющихся по
преимуществу всеобщим средством общения, народы будут
содействовать сохранению и поддержанию прочного мира, укреплению
взаимного уважения и дружбы и создадут также благоприятный климат
для решения международных проблем. Тесное сотрудничество с учетом
специфической компетенции всех заинтересованных правительственных
и неправительственных, национальных и международных организаций
должно содействовать развитию физического воспитания и спорта во
всем мире.
"Международные нормативные
акты ЮНЕСКО"
Издательство "Логос",
Москва, 1993 год.

  Пошук Знайти слова на сторiнцi:     
* тiльки українськi (або рос.) лiтери, мiнiмальна довжина слова 3 символи...