Щодо роз'яснень положень Закону України "Про засади запобігання і протидії корупції"
Лист Міністерства юстиції України; Витяг від 12.10.2011612-0-2-11/11
Документ v0612323-11, поточна редакція — Прийняття від 12.10.2011

                   МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ 
П И С Ь М О
12.10.2011 N 612-0-2-11/11

Относительно разъяснений положений
Закона Украины "О принципах предупреждения
и противодействия коррупции"

В связи с письмом <...> Министерство юстиции рассмотрело Ваше
обращение <...> относительно разъяснения положений Закона Украины
"О принципах предупреждения и противодействия коррупции"
( 3206-17 ) (далее - Закон) и сообщает следующее.
1. Для решения вопроса об отнесении главного бухгалтера
предприятия к субъектам ответственности за коррупционные
правонарушения следует исходить из положений статьи 4 Закона
( 3206-17 ), которая применяет два основных критерия определения
таких субъектов. Первый - занимание должностей в органах
государственной власти, второй - выполнение
организационно-распорядительных или административно-хозяйственных
функций. Постановлением Пленума Верховного Суда Украины от 26 апреля
2002 года N 5 ( v0005700-02 ) "О судебной практике по делам о
взяточничестве" определено, что организационно-распорядительными
обязанностями являются обязанности по осуществлению руководства
отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы,
производственной деятельностью отдельных работников на
предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм
собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители
министерств, других центральных органов исполнительной власти,
государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений
и организаций, их заместители, руководители структурных
подразделений (начальники цехов, заведующие отделами,
лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие
участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т.п.). В то же время под административно-хозяйственными
обязанностями понимают обязанности по управлению или распоряжению
государственным, коллективным или частным имуществом (установление
порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения
контроля за этими операциями и т.п.). Такие полномочия в том или
ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных,
снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами,
магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей
отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т.п. Таким образом, лица относятся к субъектам ответственности за
коррупционные нарушения, если они занимают должности, связанные с
выполнением организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных функций в: - органах государственной власти, и являются уполномоченными
на выполнение функций государства или местного самоуправления
(пункт 1 части первой статьи 4 Закона) ( 3206-17 ); - юридических лицах публичного права и получают заработную
плату за счет государственного или местного бюджета и приравнены к
лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или
местного самоуправления (подпункт "а" пункта 2 части первой
статьи 4 Закона) ( 3206-17 ). Кроме того, должностные лица в соответствии с пунктом 3 части
первой статьи 4 Закона ( 3206-17 ) являются субъектами
ответственности за коррупционные нарушения, если такие лица: - постоянно или временно занимают должности, связанные с
исполнением организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных обязанностей; - специально уполномочены на исполнение
организационно-распорядительных или административно-хозяйственных
обязанностей в юридических лицах частного права независимо от
организационно-правовой формы. Также субъектами ответственности за коррупционные
правонарушения в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 4
Закона ( 3206-17 ) являются должностные лица юридических лиц и
физические лица в случае получения от них лицами, указанными в
пунктах 1 и 2 части первой статьи 4 указанного Закона ( 3206-17 ),
неправомерной выгоды.
2. Понятия "неправомерное содействие" и "неправомерное
предоставление преимущества", указанные в части первой статьи 6
Закона ( 3206-17 ), применяются к кругу лиц, определенных в
пунктах 1-3 части первой статьи 4 Закона ( 3206-17 ). В зависимости от того, соответствуют действия должностных лиц
требованиям законов или другим нормативно-правовым актам либо
нарушают их, они делятся на правомерные и неправомерные. Под понятием "правомерные действия" следует понимать действия
должностных лиц, соответствующие требованиям законов и других
нормативно-правовых актов. В свою очередь неправомерными
действиями должностных лиц являются нарушения ими требований
законодательства при исполнении своих служебных обязанностей, за
что к таким лицам может быть применена уголовная,
административная, гражданско-правовая и дисциплинарная
ответственность.
3. Частью седьмой статьи 5 Закона ( 3206-17 ) предусмотрено,
что должностные и служебные лица органов государственной власти,
должностные лица местного самоуправления, юридических лиц, их
структурных подразделений в случае выявления коррупционного
правонарушения или получения информации о совершении такого
правонарушения работниками соответствующих органов государственной
власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, их
структурных подразделений обязаны в пределах своих полномочий
принять меры относительно прекращения такого правонарушения и
немедленно письменно уведомить о его совершении специально
уполномоченный субъект в сфере противодействия коррупции. В то же время ответственность за несообщение лицом о
выявлении им коррупционных правонарушений установлена
статьей 172-9 Кодекса Украины об административных правонарушениях
( 3206-17 ).
Заместитель Министра
юстиции Украины -
руководитель аппарата А.Седов



вгору